"Новая песня о главном" или какой аккумулятор выбрать?

11-07-2014

"Новая песня о главном"  или какой  аккумулятор выбрать?
 

            Недавно аккумулятор на моей машине приказал долго жить, умер, кончился, загнулся и т.д. И без разницы как вы назовете данный факт, аккумулятору уже не помочь... 
 

             Естественно всплыл новый вопрос, какой аккумулятор выбрать? После небольшого вояжа по магазинам понял, что сильно отстал в понимании этой темы.  Последний раз покупал аккумулятор где-то в 95-96 году (да мне можно сказать везло, я покупал автомобиль и продавал его с тем же аккумулятором).  И вот я полный решимости исправить такой провал в знаниях, залез с головой в изучение темы...
 

            О, мир  не стоит на месте!  Я думал, что можно еще придумать из сочетания пластиковая коробка, кусок свинца и электролит?  Даже в таком, на первый взгляд, простом и давно изученном процессе,  как  создание аккумулятора,  люди успели много чего напридумывать.  Ну, кажется, что еще проще: бери большего объема,  получишь мощнее... Ну, не тут-то было! Короче, переходим к технической части: что, где и, главное, как работает...
 

            Как и много лет назад  в основе своей остались три основных компонента: пластиковая коробка, кусок свинца и электролит,  а вот исполнение и сочетание этих составляющих сильно поменялось.

Основные виды автомобильных аккумуляторов, встречающихся в наших магазинах:
 

Классические свинцово-кислотные аккумуляторы.

Аккумуляторы по технологии AGM.

Гелиевые аккумуляторы.
 

            Как я и писал выше, все в основе своей одинаковы, а в исполнении и сочетании материалов разные и, естественно, их эксплуатационные характеристики на выходе значительно отличаются.

 

Классические свинцово-кислотные аккумуляторы.

 

            Принцип работы классических свинцово-кислотных аккумуляторов многие помнят еще со школы.
 

            Итак, пластины погружены в жидкую кислотную среду — электролит. В результате химических реакций, протекающих между  электродами и электролитом, вырабатывается электрический ток, который мы используем на свои нужды. А если ток не забирать, а подать на клеммы произойдет обратный химический процесс, и батарея начнет заряжаться. Что и происходит когда мы заводим автомобиль: стартер забирает энергию, а после пуска генератор начинает отдавать энергию на заряд аккумулятора. Это и есть так называемый цикл разряд-заряд.  Однако, сейчас предлагаю сильно не  углубляться в технические дебри, тем более, что этот вопрос  мы постараемся затронуть более подробно в следующих статьях. Итак, возвращаемся к классическому свинцово-кислотному аккумулятору.
 

            Корпус свинцово-кислотного аккумулятора герметичный, что препятствует вытеканию смеси воды и электролита, и имеет специальные клапаны для сброса и регулирования избыточного давления газов и испарений, образующихся при химической реакции в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи. Из-за чего происходит постоянное испарение. Сами понимаете, такой аккумулятор требует Вашего внимание постоянно: необходимо проверять плотность смеси и доливать дистиллированную воду. Если делать обслуживание этих батарей не реже чем 2 раза в год, и обязательно, хотя бы 1 раз в два месяца проверять минимальный уровень электролита в АКБ (особенно летом или при интенсивной эксплуатации), то можно рассчитывать  на их работоспособность в течении 3-5 лет. Замечу, что на данный момент это самые доступные и распространенные АКБ. Но ждать от них чуда не стоит: они любят заботу и внимание и тогда,  и только тогда будут Вам служить верой и правдой, но не слишком долго.

 

Аккумуляторы по технологии AGM.
 

            Что такое технология AGM (Absorptive Glass Mat)?  В основе ее тот же свинцово-кислотный аккумулятор, а вот исполнение совершенно другое. Считается, что эта технология способна справиться со всеми повышенными требованиями, такими как: частый холодный запуск, кратковременная зарядка и повышенные пусковые токи. Постараемся  выяснить, так ли это?

 

            Для начала посмотрим, что у них внутри. Итак, опять пластиковая коробка, кусок свинца и электролит, только при изготовлении батарей электроды делают толще и из особо чистого свинца. Да и другие материалы имеют особые свойства, потому и более дорогие (в электролит, к примеру, входит серная кислота высокой степени очистки). Здесь также применяется жидкий электролит, но, и это самое главное, пространство между электродами заполнено микропористым материалом-сепаратором на основе стекловолокна. Собственно потому технология и называется (Absorptive Glass Mat), что в переводе означает “поглощающее стекловолокно”.
 

            Жидкий электролит впитывается в сепараторы и удерживается там, что практически исключает вытекание электролита. За счет прослоек размеры данных аккумуляторов больше по сравнению с их собратьями. Химические реакции в них происходят абсолютно так же, как и в классических аккумуляторах,  но рекомбинация газов, возвращение их в жидкий электролит намного выше, и может достигать 99%!  Еще один, немаловажный плюс: благодаря кране малой испаряемости эти аккумуляторы практически не требуют обслуживания (доливания дистиллированной воды и регулирования плотности электролита).
 

             Но, это еще не все плюсы.  В отличии от стандартных аккумуляторов,  эта технология позволяет аккумулятору работать в режиме глубокого разряда. Он отдает энергию на протяжении более длительного времени, пока не достигнет разряда 20% от первоначальной емкости. И, что не мало важно, он очень быстро может восстановить  свою рабочую емкость (согласитесь, огромный плюс при редких и кратковременных поездках особенно зимой). Продолжаем считать плюсы. Долговечность: выдерживает в десятки раз больше циклов глубокой разрядки. Срок службы AGM аккумуляторов достигает 10-12 лет.
 

            Теперь о цене. Да, стоимость AGM аккумуляторов  больше, но в пересчете на время работы, AGM бесспорно выигрывает у классических АКБ. Здесь я могу только порекомендовать, особенно, если Вы эксплуатируете автомобиль в зимнее время, не по жалейте средств на покупку AGM батареи, и Вы сэкономите не только уйму времени, но и нервы при холодных запусках.

 

            Чуть не забыл об еще одном полюсе AGM. Эти  аккумуляторы могут похвастаться очень маленьким током саморазряда, что немаловажно для тех, кто часто путешествует или ездит в длительные командировки. За 12 месяцев у AGM батареи еще останется 15-20% заряда если он был полностью заряжен.

 

Гелиевые аккумуляторы.

 

            Вот мы постепенно пришли к последнему пункту гелиевым АКБ. Считается, что в настоящее время это самый прогрессивный тип аккумуляторов. Им нет равных как по эксплуатационным показателям, так и по сроку службы. Одним словом, поставил и забыл.

            Давайте все же посмотрим что у него внутри. Все тот же жидкий электролит, только с одним маленьким нюансом:  в него добавлено вещество на основе двуокиси кремния (SiO2). В итоге мы получаем густую  массу очень похожую на гель. Эта масса заполняет все пространство между электродами, и позволяет нам  забыть про выплескивание и протекание электролита по причине отсутствия собственно того, что может течь. У гелиевых АКБ очень высокий процент рекомбинации и, исходя из этого, полное отсутствие испарения, о чем я вам и говорил «поставил и забыл». Как и AGM-батареи, только лучше, гелиевые АКБ восстанавливаются из состояния глубокого разряда и могут выдержать до 1000 циклов глубокого разряда без потери емкости. Стоп, не сказал AGM АКБ выдерживают до 600 циклов! А заслуга в этом геля, он меньше всего из представленных вариантов подвержен временным изменениям состава электролита, потому и срок службы выше чем у остальных.
 

            Но справедливости ради, придется добавить в эту бочку меда ложку дегтя. Да и не одну, а целых три.

 

⦁          Данные аккумуляторы страшно бояться перезаряда (при перезаряде электролит теряет гелеобразное состояние);

⦁          Перегрева (летом под капотом автомобиля);

⦁          На морозе даже сильнее, чем у классических АКБ, падает стартовый ток.

 

            В итоге, эти минусы делают практически непригодными данные аккумуляторы для эксплуатации в автомобилях.  Очень жаль, а ведь в начале мы питали большие надежды на гелиевые АКБ.  Зато для мототехники гелиевые АКБ подходят идеально.

 

Выводы:    

 

К финишной черте у нас пришли только два типа из трех:
 

1. Классические свинцово-кислотные аккумуляторы.

2. Аккумуляторы по технологии AGM.

 

 

            Постараемся по нескольким показателям определить какие АКБ выгоднее. Однако решение остается за Вами...
 

            Для сравнения подбираю АКБ одного производителя и серии, чтобы исключить разницу в процессах производства. Предлагаю рассмотреть два классических аккумулятора и два по технологии AGM, всем хорошо известной марки Bosch.
 

            Итак, для сравнения были выбраны атлеты в  средней весовой категории, подходящие практически к любому легковому автомобилю.

 

За классические аккумуляторы выступают:


 

⦁          Bosch S4 (005) 60Ач  – 540A     Стоимость : 3990 руб.

⦁          Bosch S4 (026) 70Ач  – 630A     Стоимость : 4790 руб.



 

За аккумуляторы по технологии AGM выступают:


 

⦁          Bosch S6 60Ач AGM  - 680A      Стоимость : 7690 руб.

⦁          Bosch S6 70Ач AGM  - 760A       Стоимость : 8890 руб.



 

            В таблице ниже попробовал высчитать стоимость владения одним ампером  тока холодного пуска в год и на основании этого сделать вывод рентабельности владения.  Для расчета были взяты показатели срока службы 4 года для классических АКБ и 7 лет для AGM АКБ.

 

Модель
 
Пусковой ток
 
Срок службы
 
Стоимость АКБ
 
Стоимость владения
 
Bosch S4 (005) 60Ач 540 4 3990 1,85
Bosch S4 (026) 70Ач 630 4 4790 1,90
Bosch S6 60Ач AGM 680 7 7690 1,62
Bosch S6 70Ач AGM 760 7 8890 1,67


            Ну что же, к финишной прямой первыми пришли аккумуляторы AGM! Из-за увеличенного срока службы они выгоднее.  Кроме того, есть  плюсы которые трудно добавить к расчету.
 

Поведение при глубоком разряде

Классические АКБ уже после первого цикла разряд-заряд не восстанавливают 100% показателей емкости, а у AGM  данный показатель остался на должном уровне.
 

Морозостойкость

Как показали тесты, при предварительном простое 12 часов на 20 – градусном морозе AGM аккумулятор произвел 33 холодных пуска, в то время как аккумулятор по классической технологии, смог произвести только 19 пусков. Результат на лицо.
 

Срок службы

Самое плохое, что происходит с аккумулятором в течение службы это уменьшение его первоначальной емкости, и здесь AGM опять бесспорный лидер!  При 60 глубоких циклах разряд-заряд он показал 93% от максимальной емкости по сравнению с 64% у обычных АКБ.

 

            Мне вспоминается такая поговорка: «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Да, AGM  дороже, но они с лихвой  отрабатывают потраченные на них деньги, еще и с большим запасом.  А если считать еще и косвенные плюсы - ваше время и нервы,  сэкономленные при зимних запусках, то им нет равных!
 

            Мое мнение субъективно. Конечно, Вы и только Вы решаете какой из типов АКБ выбрать.  Я лишь постарался сравнить все возможные варианты АКБ и их характеристики.
 

            Спасибо за внимание и удачных Вам поездок!


Назад

Оформление запроса